Некоторое время тому назад коллега Феанор сподвигся сам и сподвиг
меня на написание небольшой рецензии на милую и симпатичную книжку - "Геенна".
Понравился этот текст куда большему количеству людей, чем не
понравился. А посему мы продолжаем. В этой статье мы рассмотрим сеттинг
"Темных веков" и его конкретное приложение к Вампирам.
Книжка "Темные Века: Вампир"
издана в Канаде в 2002 году. Девелопер: Philippe R. Boulle. Среди
авторов замечены Bruce Baugh, Justin Achilli, Michael Buttler, Joshua
Mosqueria Asheim и другие замечательные люди. Отдельно привлекает
внимание обилие суровых скандинавов среди плейтестеров. Подозрителен на
принадлежность к братьям славянам только один субъект James
Maliszewski. Он занимался дачей полезных советов и выбирал ценные
источники для будущих мастеров и игроков в интернете и на библиотечных
полках.
Всего в этом произведении 13 частей, 9 смысловых и 4 для воды. Книжка
большая, тяжелая и красивая. Развороты радуют наличием в целом верной
карты Европы соответствующего периода и совсем отсталой карты всего
остального мира, а также карты ареалов расселения вампиров по Европе и
немножко по Азии. Сразу за картой следует портрет отче Анатоля, слегка
окровавленного, но с крестиком. Далее каждый новый раздел книжки
предвосхищается портретом официального персонажа и небольшой выдержкой
из его приключений.
В разделе "Прелюдия" нам предлагают в очередной раз
почитать стихотворные кусочки из книги Нод с прозаическими
комментариями от отче Анатоля. Все как всегда. Каин, Авель, проклятье,
Лилит, города №1-2, 3 дитяти, 13 антиделувианов, потоп и неизбежная
Геенна.
За прелюдией следует "Введение". Здесь на пяти страницах
нам рассказывают, что это такое ролевые игры, какого рода данная
конкретная игра и вкратце передают содержание книжки. Здесь же отмечен
труд г-на Малижевского. Он рекомендует вполне толковые сайты источников
на английском, и не самые плохие книжки по истории средневекового
городского и сельского быта и крестовым походам. Следующую главу
предваряет Люсита Арагонская с ножиком и рассказ про хитрое судилище
клана Ласомбра, где Люсита пока что еще только свидетелем, и на сира
своего с мечом еще не кидается.
И, наконец, глава, ради которой (по идее) все и писалось. "Темные века".
Глава, посвященная сеттингу, занимает аж 42 страницы из 316. На первой
странице довольно бодро перечисляются события имевшие место в начале 13
века, начиная с захвата Константинополя силами 4 крестового похода. А
потом пытливого западного читателя начинают терзать смутные сомнения. В
главе рассказывается о том, что на реальный мир опираться не надо,
играем в фэнтези, читаем события между строчек исторических книг. Затем
подозрительно знакомо повествуют о вампирах, Каине, голоде, Звере,
процессе становления, 13 поколениях, дисциплинах, бладбондах и кланах.
Здесь читатель пробуждается от спячки, обнаружив первое явное отличие
от того, что он читал когда-то раньше - нету деления на две основные
секты по путям просветления и в числе 13 кланов некие подозрительные
Каппадоки (к которым мы вернемся ниже). Вместо сект мы имеем так
называемые Высокие (High) и Низкие (Low) кланы. Деление на кланы
производилось по принципу - все пафосное и депрессивное (Ласомбра,
Бруха, Вентру, Тореадор, Каппадоки, Тзимицу) в Высокие, а всяких
необщеевропейских (Последователи Сета, Равносы, Ассамиты) и отщепенцев
(Гангрел, Малкавиан, Носферату, Тремеры) в Низкие.
Затем рассказываются истории о том, какие бывают принцы, а какие их
помощники, перечисляются 6 традиций, в числе которых Молчание Крови -
т.е. маскарад придумал еще сам Каин. Хотя, казалось бы - от кого в те
времена прятаться было-то? Все его и так знали и банду его. Бродят
ночью, мясо не едят, вино не пьют...
Также описаны четыре основных могущественных межклановых организации. Это:
1. Пепельные священники
- последователи и учителя дороги Рая и вытекающей из нее путей
просветления. Трудятся советниками при соответствующих принцах и
лордах-вампирах, обучая дороге всех желающих.
2. Инконню
- ушедшие от страха и стыда в подполье метузелахи "управлявшие" Римской
Империей до ее падения. Некоторые утверждают, что последний крестовый
поход - их рук дело.
3. Орден Горького Пепла -
рыцари-крестоносцы-вампиры, посвятившие себя защите святой земли от
неверных и сбору священных реликвий в своих твердынях. Однако успехи
сарацин и Ассамитов (о, Фатима!) постепенно подрывают могущество этой
организации существующей, в основном, внутри ордена Тамплиеров.
4. Фуроры
- они же анархи классические. Отрицают законы общества и Каина,
пытаются выживать вне феодальных и иных правовых норм. Центр
анарх-культуры - Марсель.
5. Последователи Прометея -
вечные строители второго Карфагена. Социалисты утописты, пытающиеся
опираться на крепнущее купечество, ростовщиков и крупные мастеровые
гильдии а также мистическую организованную преступность.
6. Каиническая ересь
- эти ребята полагают, что Каин был не проклят богом, а избран. И
относятся к себе, как к просвещенным мистикам гностических и катарских
ересей. Считают, что Геенна наступит в 1239 году. Управляются Алой
Курией, большей частью состоящей из Ласомбра-еретиков. Давным-давно
осознали, как это круто - управлять церковью и занимаются этим делом до
сих пор. Судя по историческим аналогиям - из рук вон плохо.
Весь эпический ужас данной линейки, по замыслу разработчиков должен
базироваться вокруг такого явления, как Война Принцев. Со времен
падения Рима вампиры оставались в тени, собирая силы, ожидая, пока
численность населения вырастет до некоего приемлемого размера и,
каким-то образом, воздерживаясь от обычных меряний потенсом с
многочисленными летальными исходами. А тут, значит, после четвертого
крестового похода, все решили, что мечи зря ржавеют в ножнах и пора
окропить снежок красненьким. Первой причиной для этого всеобщего
кровавого безумия стала дьяблеризация Саулота Тремером (и бла-бла-бла),
приведшая к массовому пробуждению метузелахов по всему континенту.
Второй причиной - разграбление столицы Византийской Империи Царьграда
(в западных источниках - Константинополя) франкскими рыцарями и
венецианскими гражданами. А также, основание на землях оной империи -
новой Латинской. Заодно, в ходе грабежей и мародерства, был
неизвестными вампирами уничтожен метузелах-тореадор Михаил, который
собственно развитие данного города и контролировал. (Естественно по
мотивам этих событий есть книжка Роберта де Клари "Завоевание
Константинополя". А также - студии Вайт Вульф - "Горький Крестовый Поход").
Далее нам рассказывают (что не может не радовать) о существовании
надгородских правителей и псевдогосударств вампиров. В Европе
наличествуют четыре крупнейших вапиро-феодальных образований:
1. Лены Черного Креста
- германские Вентру под руководством Высокого Лорда Хардештадта (5
поколение) ведут захватнические войны в православных и языческих землях.
2. Авалонские Баронства - британские Вентру под руководством князя Лондона Митры (4 поколение) занимаются интригами между собой и на континенте.
3. Дворы Любви
- матриарх Салианна, Тореадор 5 поколения, железной рукой насаждает
принципы рыцарской морали и куртуазности в западной Франции. Торики в
восторге.
4. И последнее по номеру, но не по значению - Море Теней
- владения клана Ласомбра рассредоточенные по берегам и островам
средиземного моря. Эти территории номинально управляются Ласомброй
лично, через своего дитятю старика Монтано. Суровые ребята занимаются
междоусобными войнами в Испании (мусульмане-Ласомбра по каким-то
причинам дерутся с христианами-Ласомбра).
Существуют еще две политические фракции Тзимицу: собственно
воеводства и монашеский орден Обертус. Воеводы режут друг друга и
Вентру. Обертусы - сидят по монастырям и копят знания. Еще пару слов
сказано о вольных италийских городах, которые демонстрируют политику
власти денег и неприсоединения.
В свете недавно вышедшей великолепной книги "Геенна", в
которой участвуют все те же лица, за исключением павших по пути, весьма
странным кажется такое поголовное усыхание мозга в головах могучих
элдеров и метузелахов к началу 21 века. Поскольку в данном
средневековом сеттинге они и не помышляют о размахивании 9 и 10
дисциплинами, выключении солнца вручную, хождении с подразделениями
российской армии на Рязань, и даже банальном установлении империи
крови. Здесь нам представлен эпический ужас в полный рост. Злобные
элдеры производят массовые Становления и посылают своих
рыцарей-неонатов рвать на части своих коллег проставленных другим
элдером, Ассамиты-путешественники (совершенно нормально воспринимаемые
местным населением) носятся по Европе занимаясь поеданием врагов клана,
Равносы дурят в карты всех желающих, Сетиты торгуют грехом, Носферату -
информацией, Тремеры - колдовством, Малкавиане - безумием, Бруха
соревнуются в красноречии и философских знаниях с Тореадорами, Ласомбры
злобно доминируют Вентру, Тзимицу мстят всем, кто попадет под руку,
Гангрел пытаются делать вид, что воюют с люпинами, а Каппадоки питаются
трупной кровью и усиленно дают становление венецианским некромантам из
дома Джованни.
Собственно на этом рецензию можно было и закончить. Поскольку далее
мы имеем результат титанического труда разработчиков, именуемого в
народе "copy+paste" с небольшими вкраплениями условно новой информации.
Глава "Кланы Каина"
долго и нудно повествует о давно известных читателям вещах. О том, что
Ассамиты любят пить кровь вампиров, а Тремеры - кровь своих элдеров,
что у Гангрелей от вредности отрастают рога и вымя и тому подобная
чепуха. Наличествует также вклад уважаемого Дж. Ачилли в общее дело, а
именно описание клана Каппадоков - великих некрологов. Как пишет наш
добрый друг Джастин, каждый второй в клане - ученый, изучающий смерть,
а каждый третий - философ-некролог. Ввиду большой любви к смерти,
внешность у Каппадоков бледная и мертвая и никакими ухищрениями в
порядок не приводимая. Причина размещение этих достойных вампиров среди
Высоких кланов не очень понятна не только пытливому западному читателю,
но и самим Каппадокам. Ребята владеют могучей дисциплиной Фортитьюд, не
менее могучей дисциплиной Ауспекс, и совсем непобедимой - Мортис.
Также становится известно, что в молодости манипулятивные
Вентру-корпораты были могущественными воинами-крестоносцами. Носить
крест им, очевидно, помогала прекрасная боевая дисциплина Фортитьюд, а
Доминэйт и Презенс ждали своего звёздного часа, наступившего в то
время, когда клан Вентру стал-таки социальным.
Не менее примечательна метаморфоза, произошедшая со всеми любимым
кланом Бруха. Дело в том, что в страшные и ужасные времена Войны
Принцев и даже ещё раньше, популярные у детей и женщин отморозки с
бензопилами и шотганами были - внимание - вдумчивыми философами. Не
иначе как философски ждали изобретения бензопил и шотганов. Кстати,
вдумчивые философы все также впадают в бешенство от каждого кривого
взгляда, плевка на башмак и несходства в рассмотрении доктрины
Блаженного Августина о вышнем граде и земном Риме.
Немного не из этой оперы - но в общем-то ответ на волнующий всех
вопрос "как Тремеры умудрились не подохнуть, жестоко измордованные
одновременно Тзимицу, Носферату, Гангрелями и Орденом Гермеса, если
после Становления пропадает Аватар?" путём длительных исследований
был-таки получен. Существует отличный ритуал, называющийся на
техническом жаргоне "Три точки в Тауматургии на халяву". Для создания
эпического и готического ужаса разработчики пытались описать ритуал как
нечто премерзки-неприятное, с выкачиванием всей крови из подопытного и
замены её на новую, с кучей всяких там бросков самоконтроля и прочих
важных дайспулов. Но в результате-то мы имеем что? В результате мы
берём любого пеона и делаем из него специально обученного для
истребления подлых Тзимицу могучего мага Гэндальфа безо всяких затрат
времени! Если учесть, что Путь Движения Разума на 3 уровне позволяет
Гэндальфу взлетать и кидаться во всех своих недругов нечистотами и
тяжёлыми каменьями, а в случае высокого самоконтроля и греческим огнём,
да кроме того он идеально подходит для метания Вождей в Тзимицу, так
как у Вождей низкий виллпауэр и высокая масса, а у Тзимицу наоборот, то
возникает диаметрально противоположный вопрос: "Почему Тремеры всех не
вырезали с такой манчкинией?!" Ответ на этот вопрос ждите в рецензии на
отличную книгу от студии Вайт Вульф под радующим сердце названием "Темные Века: Верволк".
Следующая глава - "Дороги". Здесь нам рассказывают о
дорогах просветления, которым следуют вампиры в темные века. Каждая
дорога распадается на соответствующий Руководству Шабаша путь. Свежая
информация в данном разделе - влияние дороги просветления на ауру
вампира, а также расплывчатое описание ритуалов и традиций обучения
ходоков по дороге. Также нашли отклик в сердце разработчика идеи о
равенстве путей просветления в системном плане - пробуждение и тому
подобное. Однако путь Человечности все еще равнее прочих.
Следующие разделы: "Правила игры", "Персонаж и его особенности", "Дисциплины",
фактически бесполезны для любого, кто хоть раз читал/играл в Маскарад.
Все то же самое, вплоть до сравнений и оборотов. Заметные изменения
претерпела дисциплина Селерити - теперь тратят количество БП равное
уровню дисциплины для получения дополнительных действий. Обтенебрейшн
теперь позволяет еще и вытворять иллюзии. И появилась дисциплина
настоящих профессиональных ученых и вдумчивых философов - Мортис. Это
магия крови, ориентированная на смерть. Включает в себя три пути -
Могильного Разложения, Трупа В Чудовище и Анимации Покойника. С помощью
первого пути некролог заставляет собеседника ощутить на себе все
прелести пребывания покойником, и тем самым разделить с ним любовь к
смерти. Второй путь помогает самому некрологу либо прикинуться
предметом изучения своей науки, либо обмануть природу и вернуть телу
некоторые свойства потерянные при Становлении. Хмм, кстати вопрос
беременности у жертв, после подобных развлечений не рассмотрен. Ну а
третий путь - путь истинного мистика. С его помощью некролог учится
поднимать армии зомби. Именно армии и именно зомби. Ничего не
напоминает?
Седьмая глава называется "Драма". По сравнению с
Маскарадом драматическая система сильно эволюционировала. Топоры теперь
наносят силу+6 летальных повреждений, широкий меч - сила+4, бастард +5,
а двуруч +6, при этом сложность попадания двуручом на 1 больше, чем
топором. Ура, товарищи! Кстати, булава - отличная тяжёлая металлическая
заточенная хрень для раздрабливания костей и разбрызгивания мозгов
наносит силу+1 бэшинговых дамагов, а простой кухонный ножик - силу+1
летальных. Чувствуется глубокая внутренняя логика. Ну и напоследок, так
уж выходит чисто механически, что кинжалом и кулачным щитом отбивать
широкий взмах двуручника куда сподручнее, чем пехотным строевым щитом.
Кроме того наличествует описание различных вариантов доспеха и
очерчены возможности фехтования, грубого мужского мордобоя и конного
боя.
Восьмая глава: "Сторителлинг". В этой главе нам
рекомендуют перечитать главу 2, а также рассказывают о том, как в
хронике важны сюжет, тема и настроение. Среди тем попадаются
всевозможные войны, интриги, среди настроений - отчаяние, страх и
паранойя. На диво бессмысленный раздел.
Девятая и последняя номерная глава "Союзники и противники" имеет
некоторый интерес, поскольку демонстрирует читателю новые способности
гулей, а также тот ужас, с которым несчастным персонажам предстоит
столкнуться. Гули теперь считают родными дисциплинами Селерити,
Фортитьюд и Потенс, могут лечиться за кровь, отращивать отрубленные
конечности и раскачивать Атрибуты. Среди оппонентов замечены истинно
верующие, способные благословенным оружием причинять добро в виде
непоглощаемых повреждений, и насаждать справедливость на святых землях
и реликвариях. Также наши старые мохнатые друзья-люпины, которые отныне
являются не смешными и бессмысленными пушистиками из Маскарада, а
вполне полновесными Гару из параллельной линейки: "Темные Века: Верволк", со всеми отягчающими обстоятельствами. Также с нами Истинные Маги, Демоны, Призраки и Феи.
Далее следует Аппендикс с преимуществами и недостатками,
а также монстрятником. За ним следует финальная художественная вставка
с портретом Констанции метузелаха-Каппадока.
Что можно сказать. Книга произвела странное и тягостное впечатление.
Вместо мрачных царей ночи, правящих из неприступных замков в истинно
темные века 5-8 столетия нашей эры мы видим тех же пафосно-депрессивных
чебурашек, включая Мику Викоса, кардинала Монсаду, Анаталя, Люситу и
(о!) Фатиму в модном 13 веке, реалии которого разработчики пытаются за
уши притянуть к активности вампиров в Европе и Азии. Вместо глубокой
проработки сеттинга и персонажей мы получили еще одну базовую книжку
правил с практически не изменившейся системой. Вместо связного и
логичного кроссовера у нас в руках очередное поле деятельности для
неостановимого боевого безумия Гару.
Как всегда надеясь, что до меня просто не дошел глубокий посыл
разработчиков и что эпический ужас, как ранее и готический для меня
недоступен, я скачал с официального сайта Белых Волков вводное
приключение по Темным Векам, именуемое "Рыцари Черного Креста". Завершим данное повествование кратким описанием этого, с позволения сказать, приключения.
Итак, отряд вампиров стартует после квестования у местного Вентру
Юргена в леса тов. Рустовича (плаааахова Тзимицу) для встречи шпиона
Юргена, собравшего ценные развед-данные. Имя шпиона, пароли, возможная
реакция Рустовича и тому подобные мелочи не интересуют ни персонажей,
ни Юргена, и дружный коллектив отправляется. В лесу им встречаются
Адские Псы, которых персонажи с легкостью ликвидируют, затем они
приходят к месту встречи. Там их ожидает некий Равнос, называющийся
шпионом и предлагающий купить лошадь... эээ, доказать свою лояльность
демонстрацией химерического черного креста на ладони. Если персонажи
кричат: ты подлый цЫган, а мама нам строго настрого запретила верить
цЫганам, Равнос бежит в лес, а на персонажей нападают орки, тьфу,
солдаты Рустовича. И инициативу все кидают одновременно. А если
персонажи Равносу верят, то стрелы с паклей на наконечниках начинают
причинять персонажам непоглощаемый вред и протыкать их нежные сердца и
инициативу кидаем после первого залпа. Орков, одетых в кожаные доспехи,
имеющих 4 хита и короткие мечи с легкостью ликвидируют. Потом по плану
персонажи натыкаются на цыгана на дереве, который с оного дерева падает
и ломает себе шею, в последнем усилии воли выдавая все. Персонажи идут
домой и докладают все Юргену. Тут им приходит экспа (и в теории
эпический ужас).
Сильные стороны книжки: очень мало недоговоренностей и двусмысленностей. Все таки уже 5 издание правил Сторителлинга под вампиров. Слабые стороны книжки:
попытка привязать супервампиров к реальному историческому процессу,
безо всяких попыток создать из тех же начальных посылок параллельный
сеттинг. Традиционно отстойная хроника в исполнении ВВ.